О сетевом бизнесе, его развитии, сложностях и перспективах REST-PORTAL.RU побеседовал с генеральным директором группы компаний «Барс» Александром Лемдяновым. О встрече договорились быстро, а беседа получилась лаконичной и продуктивной.
REST-PORTAL.RU: Само здание нынешнего торгового дома «Барс» насчитывает 30-летнюю историю. Поэтому с этапов становления и хотелось начать: с чего пришлось стартовать и к чему пришли в итоге?
Александр Лемдянов: В свое время этот проект сегодняшнего торгового дома был одним из самых удачных, его проектировали немецкие архитекторы. Это здание, объединяющее в себе различные магазины было одним из крупнейших в ЦФО на момент постройки. В соседних регионах ничего подобного не было, поэтому открытие огромного магазина вызвало ажиотаж, на мероприятие в том числе приехал даже тогдашний министр торговли. ЦРУ (сокращенно от Центральный Рязанский универмаг — прим.), как его тогда называли был площадью более 20 тысяч квадратных метров — масштабы поражали. В нем было все то, что сегодня является нормой, а тогда новинкой — эскалаторы, парковка, склады и немалые торговые площади.
В 2001-ом году у торгового дома сменился собственник. Мы пришли с новой командой, чтобы привычное место стало более интересным для потребителя. Через год мы открыли первый супермаркет в Рязани. Со временем сеть стала активно развиваться. За основу мы брали опыт других городов, а также международные примеры. На момент развития нам очень сильно помог «Сбербанк», который выделил кредиты на постройку и развитие Барс- Премиум, Книжного барса, и части небольших проектов в области. Это можно считать успешным примером взаимодействия представителей бизнеса, а также местной власти, в выигрыше от которого в конечном итоге оказывается, в первую очередь, потребитель.
«Барс», наверно, старейшая сеть Рязанской области, как удается держать марку на протяжении столь длительного времени?
Развиваемся хорошо. Плотно работаем с рязанскими товаропроизводителями. Это одна из основных наших задач — работать с производителями напрямую, минуя посредников. Это помогает в развитии. В Рязани представлены все крупные федеральные сети — это и «Магнит», и «Дикси», и «Пятерочка», кроме того в городе есть и крупнейшие сети гипермаркетов — «Глобус», «Ашан», «Карусель», «Наш» и другие. Возможно в целом по стране они успешные, но на территории Рязанского региона наша сеть составляет им конкуренцию. Они берут количеством, а мы качеством. Не исключено, что некоторые позиции товаров в наших супермаркетах чуть дороже, зато здесь вы не увидите некачественных продуктов, а уж тем более просроченных товаров, что, к сожалению, в некоторых сетях встречается. К тому же собственная марка продуктов у нас заметно дешевле. Сегодня в регионе работают 16 супермаркетов, еще 8 планируется открыть в течение года.
REST-PORTAL.RU: У вас было и остается множество проектов, среди которых «Барс-книги», «Барс-Фитнес», Мебельный центр в «Барсе-Премиум», была также доставка продуктов. Какие проекты вы считаете успешными, в какие не прижились в Рязани и почему? Что в планах из ранее нереализованных идей?
Александр Лемдянов: Шло время и в городе начали появляться другие торговые центры, поэтому и нам нужно было идти в ногу с переменами и расширяться, несколько лет назад Барс на Московском пережил масштабную реконструкцию — были увеличены торговые площади, расширилось число магазинов торгового дома, был изменен фасад и здание стало более современным.
Появлялись и новые направления деятельности. Одним из наиболее успешных, могу назвать «Книжный Барс» — и это не голословное заявление, наш магазин «Барс книги» на Московском вот уже не один год становится вторым книжным магазином по России, уступая лишь самому крупному книжному магазину в Москве. Поэтому не удивительно, что в данной категории никакие федеральные сети просто
не могут конкурировать с нашим книжным Барсом. Здесь сразу несколько причин: и цены, и уровень сервиса, и широкий ассортимент продукции, а также услуга, которой может похвалиться не каждый — возможность бесплатного заказа любой книги. Успешно работают и другие направления — ресторан, фитнес-центр, детский развивающий центр.
Были и неудачные проекты, от которых пришлось отказаться — магазин в Скопине, «СтройБарс», доставка. Пришлось закрыть ряд отделов — среди которых отдел детских товаров, ювелирной продукции, парфюмерии. И дело не в том, что они не соответствовали по качеству аналогичным отделам федеральных сетей, просто не выдержали конкуренции. Все должно окупаться, и если мы видим, что тот или иной проект убыточен — мы его закрываем.
REST-PORTAL.RU: А если сравнивать «Барс» с федеральными гипермаркетами, может ли он конкурировать в полною силу с тем же «Глобусом» или «Ашаном»? Насколько сложно работать в условиях такой «борьбы»? Небольшие магазины «Барс», расположенные в разных районах Рязани являются альтернативой сетям «Дикси», «Магнит», «Пятерочка», но, не секрет, что федералы могут легче демпинговать, соответственно «переманивать» клиентов от рязанских сетей.
Александр Лемдянов: Наша сеть не сдает позиций, а укрепляется. Совсем недавно у нас в гостях была делегация одной из розничных сетей России и они очень удивились, что при такой близости от «Ашана» находится региональный супермаркет «Барс» на Московском и он не просто выживает, а вполне успешно работает, наращивая прибыль и число клиентов. На мой взгляд, это очень позитивный показатель. Каждый год стабильно поступает предложение о продаже сети. Но нет смысла продавать успешный бизнес, когда есть силы и возможности развивать его самостоятельно. Так или иначе местный покупатель отдает предпочтение местному продавцу и производителю. Ему важен уровень сервиса и уровень качества, оба эти параметра жестко контролируются в нашей сети. Весь товар проходит несколько этапов контроля, прежде чем попасть на прилавок.
Недавно к нам поступило предложение открыть, аналогичные нашему, супермаркеты книг в Туле, Тамбове, Иванове. Возможно именно книжными, а не продуктовыми магазинами мы начнем освоение других регионов. Хотя мы рассматриваем проект открытия продуктового супермаркета в Коломне. Да, разумеется, в отличие от федеральных сетей, мы не можем обеспечивать такой же уровень демпинга, у нас на первом плане хорошее обслуживание, высокое качество и широкий ассортимент товаров вне зависимости от того, это крупный супермаркет, или магазин шаговой доступности.
Цифры: количество сетевых магазинов в Рязани
Также в Рязани работают гипермаркеты «Лента», гипермаркет «Глобус», «Ашан», «Наш», «Карусель», Metro Cash&Carry, «Зельгросс». Книжную продукцию в широком ассортименте можно найти в 5 точках города: это 3 супермаркета «Барс Книги» и 2 супермаркета «Читай город».