Особенности рязанского кинопроката: для кого работают 7 кинотеатровДавно, еще в Советсткие годы, в Рязани было несколько кинотеатров, равномерно распределенных по поверхности плана города. Среди них «Дружба», «Юность», «Октябрь», «Родина», «Ока», все они пользовались спросом кинозрителей из своего района города. Однако в начале 2000-х годов в городе остался только один премьерный кинотеатр — «Дружба», который предлагал зрителю мировые и российские премьеры, а не заезженных фильмы-ровесники самих кинотеатров, как это делали на тот момент «Октябрь», «Родина» и «Ока».
Двое из трех последних лет десять бились за существование, однако аншлагов в залах не было. «Ока» несколько раз перепродавалась, а новый объект на месте кинотеатра стал долгостроем. «Родина» какое-то время еще была местом кино и офисов, по средам зал действительно заполнялся зрителями — там проходил киноклуб. «Октябрь» держался из этой троицы дольше всех, в итоге став кинотеатром — секцией для детей — дискотекой «для тех кому за...» одновременно. «Дружба» на несколько лет стала монополистом.
И вот, в декабре 2008-го года в Рязань приходит сеть «Люксор» и открывает первый кинотеатр в ТЦ «Круиз», принося с собой современный сервис, десяток новых залов, формат 3D, и массовый кинозритель перемещается из «Дружбы» в него. Ровно через 2 года, в декабре 2010-го, в городе открывается еще один «Люксор» в ТЦ «Барс». Затем в течение двух лет открываются «Малина», «Кронверк», «5 звезд» и «Киномакс». При этом пять кинотеатров оказываются расположены, практически, на одной центральной улице города.
REST-PORTAL.RU решил выяснить, насколько востребованы рязанские кинотеатры, как распределился зрительский поток. Для этого мы проанализировали данные статистики посещаемости, возраст посетителей кинотеатров, и цены на билеты.
Посещаемость кинотеатров:
Кинотеатр | Посещаемость |
«Люксор Барс» | 45 000 |
«Люксор Круиз» | 35 000 |
«Киномакс» | 30 000 |
«5 звезд» | 20 000 |
«Кронверк» | 20 000 |
«Малина» | 20 000 |
«Дружба» | 10 000 |
|
|
Официальные данные взяты из коммерческих предложений кинотеатров, это цифры за лучшие месяцы — обычно это зимние месяцы, в первую очередь январь, когда в период новогодних каникул средне статический отдыхающий чаще всего ходит в кино. Разумеется, январь и, например, июль по посещаемости совершенно разные месяцы, поэтому также приводим среднегодовые показатели (по данным отраслевых наблюдателей):
Кинотеатр | Посещаемость |
«Люксор Барс» | 25 000 |
«Люксор Круиз» | 20 000 |
«Киномакс» | 25 000 |
«5 звезд» | 20 000 |
«Кронверк» | 17 000 |
«Малина» | 17 000 |
«Дружба» | 10 000 |
|
|
Если говорить об аудитории, то молодежными кинотеатрами в первую очередь являются «Люксор» и «Дружба». Они же, как ни странно, привлекают и наиболее возрастную аудиторию. Причина в обоих случаях — низкие цены и удобство расположения: до кинотеатров легко добраться на общественном транспорте. Самый семейный кинотеатр — это «5 звезд», его также называют кинотеатром выходного дня, даже низкие цены в будни не помогают завлечь толпы кинозрителей. Проблема: неудобное расположение торгового центра. «Кронверк» и «Малина» — кинотеатры для среднего класса, находятся в центре города, обладают удобными залами, однако несмотря на это лидерами продаж не являются. «Киномакс» расположен в самом популярном торговом центре Рязани, именно поэтому, а еще благодаря единственному в Рязани IMAX очень быстро стал одним из лидеров. Его посещает прогрессивная молодежь и средний класс.
Возраст посетителей:
«Люксор» — 13–25 лет и 45 и старше
«Киномакс» — 15–35 лет
«5 звезд» — 18–40 лет
«Кронверк» — 18–40 лет
«Малина» — 18–40 лет
«Дружба» — 13–25 лет и 45 и старше
Ценовая политика кинотеатров строится по одной схеме — утром в будни посещать кино дешево, вечером и в выходное — дорого. Еще у многих кинотеатров есть свои так называемые «клубные дни», когда при наличии клубной карты кинотеатра предоставляется скидка на билеты. Ниже приведены цены на билеты от минимума к максимуму, последние — распространяются на формат 3D.
Цены на билеты (минимальная/максимальная):
«Люксор Барс» — 50/210
«Люксор Круиз» — 50/230 VIP-зал 200/550
«Киномакс» — 80/440
«5 звезд» — 50/210
«Кронверк» — 50/240
«Малина» — 80/190
«Дружба» — 60/210
Трем респондентам, так или иначе связанных с кинобизнесом Рязани мы задали вопрос — насколько сложно развиваться в нашем городе.
 |
Анастасия Зуева, арт-менеджер филиала «Рязанский» ООО «Киносервис», сеть кинотеатров «Пять Звезд»:
Рязань — сложный и противоречивый город. Прямо скажем, наш зритель предпочитает легкие фильмы понятного формата и, вместе с тем, имеет огромный простор для выбора кинотеатра. Но мы считаем, это плюс. Ведь здоровая конкуренция — двигатель в развитии. Что касается проблем в продвижении кинотеатра из крупной сети, то они связаны прежде всего с тем, что необходимо следовать корпоративным сетевым нормам и, одновременно, делать кинотеатр «для своих», создавать место, куда будут с удовольствием ходить рязанцы, учитывать их менталитет и пожелания. Если говорить о зрителях, то несмотря на достаточно большое число кинотеатров в Рязани, у каждого — свой контингент. Самое важное и, пожалуй, наиболее трудное — определиться со своей целевой аудиторией и стараться радовать ее.
|
 |
Константин Дудченко, генеральный директор рекламного агентства «Таргет-синема»:
В Рязани основная проблема кинорынка и кинобизнеса — это как таковое отсутствие интереса горожан к синематографу, проблема постепенно решается, однако в настоящее время рынок развит довольно слабо. Ежемесячно во всех кинотеатрах суммарно продается свыше 140 тысяч билетов, учитывая, что в городе живет порядка 550 тысяч человек, примерно каждый четвертый рязанец ежемесячно посещает кинотеатры. Для сравнения в городе Киров, где находится центральный офис нашей компании, число проданных билетов аналогично Рязани, а вот жителей на 100 тысяч меньше, таким образом, здесь уже каждый третий житель города посещает кинотеатры. Поэтому, вместо того, чтобы как приоритетную задачу ставить повышение уровня качества сервиса и показа интересных фильмов кинотеатрам приходится завоевывать лояльность клиентов посредством всевозможных акций, скидок и бонусов. При этом цены на билеты в кино в Рязани довольно низкие в сравнении с соседними регионами.
Основных причин малой заполняемости кинотеатров две: во-первых, в городе немало людей, работающих преимущественно в столице, соответственно у них просто нет времени и возможности посещать кино здесь; во-вторых, в Рязани неплохо развита развлекательная инфраструктура и, вероятно, в выборе между рестораном/боулингом/бильярдом и кинотеатром многие выбирают первый вариант.
Для того, чтобы рынок стал развитым, нужно около 10 лет, за это время число посетителей кинотеатров в среднем вырастает на 50-70%, то есть если за основу взять те же данные по численности, то ежемесячные продажи билетов уже будут составлять порядка 250 тысяч билетов, то есть в кино будет ходить уже почти каждый торой рязанец. Кроме того, открытие новых конкурентов единовременного роста клиентов не дает, число желающих посещать кино остается прежнее, просто весь этот клиентопоток перераспределяется на большее число кинотеатров, и постепенно растет.
|
 |
Андрей Меркушев, бывший арт-директор кинотеатра «5 звезд:
...Возник справедливый вопрос — неужели в Рязани появилось так много любителей кино, кто готов отказаться от бесплатных торрентов и регулярно покупать недешевые билеты? Казалось, что да, но вскоре состоялся опыт личного общения с руководителями трех федеральных киносетей, из числа присутствующих в Рязани. Могу с сожалением “открыться” — маркетинговых исследований рынка не делалось и не делается, демпинг на билетном ценообразовании и раздаче бесплатных пригласительных ведет к снижению рентабельности содержания кинокомплексов и в отчислении кинопрокатной доли, но закрыть нерентабельные площадки руководство федеральных сетей не готово по одной простой причине — чтобы не быть засмеянными со стороны конкурентов. Поэтому живут. Кто-то лучше, кто-то хуже — в финансовом выражении от “планово-убыточных” до “нулевых”. Наиболее посещаемыми и прибыльными в Рязани, наверное, являются “Люксоры” и, отчасти, “Киномакс” — в дни мировых IMAX-премьер.
Проблема — в нежелании, замешанном на корпоративном опасении, дать свободу рекламно-маркетинговых действий для местных пиарщиков и маркетологов. За согласование с московским офисом вопроса о проведении на территории кинотеатра любого рода мероприятия надо орден давать! Как за взятие Берлина! 99% предложений тонут в бюрократической тарабарщине пересогласований среди московских департаментов — получение “ок” на печать за 1000 руб. баннера-постера для проведения презентации в Рязани требуется от федеральных руководителей: 1. Маркетинга, 2. Финансов, 3. Советника гендиректора, 4. Внутренней коммерческой безопасности и 5. Бухгалтерии. И ни одна — большими буквами НИ ОДНА — федеральная сеть не готова менять систему своей работы в этом городе. Проходила информация, что, якобы, рязанские кинотеатры стоят в последних строчках по выручке в своих сетях. Некоторые “работают” без управляющих. В некоторых стоят “смотрящие”, которые понимают в сфере кино и маркетинга на уровне пастуха с дудочкой. Эти факты официально не разглашаются, но сотрудники некоторых сетей “щедро” делятся разными интересными подробностями. Зрителей может радовать лишь то, что закрывать рязанские залы по уже озвученной причине не будут ))
Что касается темы отличий — они есть и они заключаются в репертуаре. Российский кинорынок сложился так, что некоторые бренды (например, “Люксор” или “Пять звезд”) работают “на два фронта”: помимо сетей кинотеатров такие холдинги имеют и собственные кинопрокатные компании, представляющие на российском рынке определенные фильмы. То есть тот же, например, “Люксор” в качестве кинопрокатной компании представляет зрителям какой-то фильм, который попадает в расписание других сетей тоже, и часть цены за билет, купленного, например, в “Дружбе”, является доходом “Люксора”. Или не попадает — в зависимости от “дружбы” между владельцами киносетей.
Если говорить о том, что существует кино “эксклюзивное”, “18+”, “артхаусное” и т.п., то рязанским любителям всего “немассового” стоит сказать большое спасибо “Формуле кино” (экс “Кронверк”) и “Пяти звездам”, которые иногда привозят что-то интересное — пусть самым ранним или самым поздним сеансом, но привозят. Как было в прошлом ноябре с “канноносной” “Жизнью Адель”. А вот ксавьедолановского “Тома на ферме” этой весной в Рязань уже не привез никто...
|
P.S. Андрей в своем комментарии не ограничился посталенными вопросами. Ниже мы приводим его сообщение as is целиком. Раскрыть
Андрей Меркушев:
Лет 7-8 назад, когда из всех рязанских киноудовольствий была доступна только малорепертуарная и холодная “Дружба”, пару раз в месяц я позволял себе приятную роскошь — объединять деловые поездки в Москву с посещением ранних сеансов в “35 мм” или “Пять звезд” на Новокузнецкой. Любил смотреть там европейское некоммерческое и фестивальное кино, российские драмы (не путать с мЫлодрамами), интересные вещи у некоммерческих американских режиссеров. Не люблю всевозможные ужасы, хорроры и боевики — этого “добра” мне хватает в жизни ))
И вдруг, после достаточно длительного отсутствия, я узнаю, что с разницей в несколько месяцев в сравнительно небольшом городе открываются 6 многозальных комплексов, 5 из которых стоят, по сути, на одной улице в пешей доступности. Я был искренне удивлен и обрадован всеми, подчеркну — всеми, посещениями новых кинотеатров: мировые премьеры, привозы артистов, фестивальное некоммерческое кино, мультфильмы в 3D… Возник справедливый вопрос — неужели в Рязани появилось так много любителей кино, кто готов отказаться от бесплатных торрентов и регулярно покупать недешевые билеты? Казалось, что да, но вскоре состоялся опыт личного общения с руководителями трех федеральных киносетей, из числа присутствующих в Рязани. Могу с сожалением “открыться” — маркетинговых исследований рынка не делалось и не делается, демпинг на билетном ценообразовании и раздаче бесплатных пригласительных ведет к снижению рентабельности содержания кинокомплексов и в отчислении кинопрокатной доли, но закрыть нерентабельные площадки руководство федеральных сетей не готово по одной простой причине — чтобы не быть засмеянными со стороны конкурентов. Поэтому живут. Кто-то лучше, кто-то хуже — в финансовом выражении от “планово-убыточных” до “нулевых”. Наиболее посещаемыми и прибыльными в Рязани, наверное, являются “Люксоры” и, отчасти, “Киномакс” — в дни мировых IMAX-премьер.
Проблема — в нежелании, замешанном на корпоративном опасении, дать свободу рекламно-маркетинговых действий для местных пиарщиков и маркетологов. За согласование с московским офисом вопроса о проведении на территории кинотеатра любого рода мероприятия надо орден давать! Как за взятие Берлина! 99% предложений тонут в бюрократической тарабарщине пересогласований среди московских департаментов — получение “ок” на печать за 1000 руб. баннера-постера для проведения презентации в Рязани требуется от федеральных руководителей: 1. Маркетинга, 2. Финансов, 3. Советника гендиректора, 4. Внутренней коммерческой безопасности и 5. Бухгалтерии. И ни одна — большими буквами НИ ОДНА — федеральная сеть не готова менять систему своей работы в этом городе. Проходила информация, что, якобы, рязанские кинотеатры стоят в последних строчках по выручке в своих сетях. Некоторые “работают” без управляющих. В некоторых стоят “смотрящие”, которые понимают в сфере кино и маркетинга на уровне пастуха с дудочкой. Эти факты официально не разглашаются, но сотрудники некоторых сетей “щедро” делятся разными интересными подробностями. Зрителей может радовать лишь то, что закрывать рязанские залы по уже озвученной причине не будут ))
Что касается темы отличий — они есть и они заключаются в репертуаре. Российский кинорынок сложился так, что некоторые бренды (например, “Люксор” или “Пять звезд”) работают “на два фронта”: помимо сетей кинотеатров такие холдинги имеют и собственные кинопрокатные компании, представляющие на российском рынке определенные фильмы. То есть тот же, например, “Люксор” в качестве кинопрокатной компании представляет зрителям какой-то фильм, который попадает в расписание других сетей тоже, и часть цены за билет, купленного, например, в “Дружбе”, является доходом “Люксора”. Или не попадает — в зависимости от “дружбы” между владельцами киносетей.
Если говорить о том, что существует кино “эксклюзивное”, “18+”, “артхаусное” и т.п., то рязанским любителям всего “немассового” стоит сказать большое спасибо “Формуле кино” (экс “Кронверк”) и “Пяти звездам”, которые иногда привозят что-то интересное — пусть самым ранним или самым поздним сеансом, но привозят. Как было в прошлом ноябре с “канноносной” “Жизнью Адель”. А вот ксавьедолановского “Тома на ферме” этой весной в Рязань уже не привез никто...
В последнее время всё чаще возникают чиновничьи разговоры о том, что качество и количество нового российского кино прямо зависит от количества их киносеансов. Мол, ужмем проклятый Голливуд до минимальной репертуарной доли (для справки: сейчас “импортное” кино в федеральных сетях занимает от 80 до 100%) и проснется великое и могучее российское кино: из воздуха родятся гениальные сценарии, гениальные режиссеры будут снимать гениальных актеров (от некоторых из которых в 10-15 ролях в год уже тошнит) и российский зритель ломанется скупать билеты на экранизацию “Поднятой целины”… Ага, конечно. Впрочем, как выступил один “гениальный”, снимать высокодуховное и патриотичное отечественное кино ему мешает наличие в природе людей иной сексуальной ориентации. Чем, якобы, его. Ага, конечно — 2.
| |