Свободное движение
«Универмаг открылся!» Эта весть мигом облетела весь город в 198(не помню, каком) году. Ждали давно. С интересом наблюдали за стройкой, проезжая мимо в троллейбусе. Обсуждали дизайн и архитектуру. «Старый-то маленький, тесный, а этот – вона, как в Москве». Думаю, тогдашние обороты этого магазина (словосочетание «торговый центр» еще не употреблялось), вызвали бы зависть у нынешнего предпринимателя абсолютно любого уровня, занимающегося торговлей или ритейлом. Его называли «ЦРУ» (от Центральный Рязанский Универмаг), а порой — просто «Универмаг». И всем было понятно, о чем речь. Мне (тогда еще школьнику средних классов) там купили «по блату» невозможно модные «дутые» сапоги. А сам я вечно отирался там, в отделе грампластинок. И дефицитную трость для своего саксофона купил тоже там… Да, что вспоминать – даже костюм к моей первой свадьбе был куплен именно в «ЦРУ»! Сейчас он, конечно, изменился. Невероятно вырос и похорошел, особенно после последней реконструкции (это ведь так называется?). И уже давно сменил название. Теперь он – Торговый Дом «Барс».
Нечасто российские рестораторы могут похвастаться тем, что дали название целой концепции, направлению общепита. Но «фри-фло» придумали именно россияне. Нет, не саму идею свободного движения гостей и еды, а название. Об этом много писалось – будет интересно, найдете. Я же хочу лишь заметить, что, на мой взгляд, была упущена очень редкая возможность дать этому именно русское имя. Но, как говорится, «что выросло, то выросло»…
Ресторан «Сковорода» с концепцией «фри-фло», вероятно, вырос из бара, который находился на третьем этаже ТД «Барс» до реконструкции. В том баре никогда не бывал – мне вполне хватало запахов, которые я слышал, проходя в книжный отдел. Желания завернуть туда они не возбуждали. Скорее, наоборот. Теперь с этим дело обстоит намного лучше. «Сковорода» является частью «фуд-корта» и занимает его добрую половину, отгороженную деревянным забором. Внутри этого «двора» расположились столы с диванами и маленькие столики с дивными полукреслами (витая металлическая основа, плетеное сидение). Есть также одна высокая стойка, сидя за которой, можно обозревать окрестности через большое окно. Все выглядит легко и не загромождает пространство. Существует и небольшой «загончик», в котором, собственно, и происходит раздача блюд.
Часть блюд (салаты, гарниры, второе, приготовленное в соусе, омлет, запеканка) нужно самостоятельно забирать с «островка», все прочее раздается по периметру. За линией раздачи, как и предусматривает «фри-фло», открытая кухня. Конечно, не только эта концепция предполагает ее наличие. Да и выглядеть может совершенно по-разному. Но, в любом случае, она должна быть красива и безупречно чиста. На кухне «Сковороды» есть дорогие многоярусные пароконвектоматы (программируемые профессиональные духовые шкафы с возможностью обработки продуктов горячим паром), неплохие плиты и инвентарь. Но весь внешний вид перечеркивается огромными алюминиевыми котлами. Словно из середины прошлого века. Весь мир-то давно работает с нержавеющей сталью. Я не говорю об эстетической стороне вопроса, но, как известно, алюминий – металл легкоокисляемый. А это, сами понимаете, не идет на пользу ни вкусу пищи, ни тому, кто эту пищу потребляет. Себе я позволяю в нем отварить, разве что неочищенные овощи. Да и то, только когда других вариантов нет. Пластиковые контейнеры интерьеру этой кухни современности также не добавляют. Но и это не самое главное. Главное то, что на кухне – бардак. Нет-нет, откровенной грязи я не увидел. Вместе с тем, красота кухни не только в чистоте, но и во внешнем виде вообще. Противни, поставленные друг на друга; крышки, наспех брошенные рядом с посудой; те же контейнеры, поставленные, как придется… Вы скажете, что это рабочая обстановка. Понимаю. Но открытая кухня такой быть не имеет право. Это аксиома. Два слова о форме. Во всем мире (в том числе и в России) принято, что в подобных заведениях она должна быть фирменная. В «Сковороде» повара одеты в то, что куплено в ближайшем магазине рабочей одежды. Эх, Рязань-матушка!.. Загляните на страничку «Сковороды» сайта ТД «Барс» — даже на «парадных» фотографиях, вы найдете признаки того, о чем я здесь написал. И еще меня не покидает ощущение, что за глухой стеной сидит десяток гастарбайтеров или подневольных студентов-практикантов и вертят все эти голубцы, чистят овощи, пекут блины, разделывают селедку, варят суп или раскладывают по креманкам злую и похабную (настаиваю на этом прилагательном) пародию на тирамису…
Ладно, ближе к делу. Меню, конечно обширное. «Сковорода» не заморачивается над тем, чтобы принести в него хоть какую-то гармонию. Все подряд – вот его концепция. Ну, и ладно – попробую.
Взять салат самостоятельно из «развороченных руин» не решился (сами оттуда берите), поэтому взял порционный салат-коктейль с курицей (50 р.) – курица, чернослив, грецкие орехи, яйцо, майонез, свежий огурец, маринованный огурец… Чушь какая! Самый подходящая рецептура этого салата должна начинаться фразой: «Возьмите все, что завалялось у вас в холодильнике…».
Вот омлет (28 р. за 100 г), очень разумный и правильный – помните детский садик? Такой же. Но он холодный. Забегая вперед, скажу, что температура всех блюд меня не устроила. Возможно, где-то их надо было разогревать, но печей СВЧ, я не увидел, а из персонала мне никто этого не предложил.
Суп гороховый с говядиной (35 р.) – исключительно невкусный. Почему-то, с морковью – для красоты, что-ли? Особой красоты не заметил. Вкус вызвал отвращение, хотя гороховый супчик с копчеными ребрышками, да с дымком, да с остренькими красивыми крутончиками, да с поджаренным беконом…м-м-м (закатываю глаза). Извините, вырвалось. Это не про суп из «Сковороды».
Сердце в соусе (28 р. за 100 г) – было испорчено соусом с большим содержанием муки. Возможно, в горячем виде оно бы мне и понравилось, не спорю. А так – нет.
Внешний вид плова (28 р. за 100 г) отторжения не вызвал. Рис красивый, рассыпчатый. Мяса я много себе наковырял (другие – то ковыряют, почему не я). Вкус его оценить не могу, увольте. Холодный плов – это чересчур. Не могу в себя запихнуть. Я им давлюсь.
Голубцы мясные тушеные (30 р. за шт.) – аккуратно завернуты. Начинка не понравилась. Она не имела вкуса, а по консистенции более всего напоминала вату. И опять холодные.
Котлета по-киевски (60 р.) – может, не совсем еще остыла, но была, хотя бы, теплая. Это блюдо трудно испортить, поэтому она была вполне съедобна. Вообще-то, такую котлету, прежде чем разрезать, необходимо осторожно проткнуть, чтобы ароматное масло, смешанное с мясным соком, не брызнуло во все стороны. Здесь ничего брызнуть не могло, по причине малого количества масла. Но терпимо. Есть некоторые вопросы к панировке… Да ладно, терпимо.
Рагу во фритюре (28 р. за 100 г) – овощное, мокрое, холодное.
Картофельное пюре (28 р. за 100 г) — приличное, без комочков, но… Правильно – ледяное, поэтому представляло собой один монолитный комок. Хорошо, что к нему я взял несколько маринованных помидорчиков (по той же цене). Их съел с удовольствием.
Филе семги на пару (180 р.) – сухое, холодное, но вполне употребимое в пищу. Нет, ну мне даже интересно, как это можно умудриться пересушить такую жирную рыбу, как семга? Тем более, паром.
Блинчики с мясом (25 р. за шт.) и блинчики с творогом (18 р. за шт.) были единственным, что мне предложили подогреть. Подогрели. Снаружи. Внутри были холодные комья начинки. Сметана к ним обошлась в 10 р. за порцию. Так себе сметана.
Запеканка творожная с изюмом (28 р. за 100 г) на общем фоне выглядела неплохо. Но я-то знаю, какие бывают запеканки! Эта не из тех, что можно восхищяться.
Попробовал я и местную выпечку. Рогалик с чесноком (8 р.), булка бутербродная (8 р.), хлебец ржаной (6 р.) – особо не впечатлили. Пирог слоеный с яблоками и клубникой (120 р.) – очень красив. На вкус напоминает вчерашний батон с вареньем. На любителя.
Компот из вишни (15 р.) понравился – честный «столовский» компот.
В зале не было очень тепло, а холодная пища еще больше меня заморозила. Отогревался кофе. Эспрессо (45 р.) и капучино (60 р.) вкусовой радости не принесли, но чуть меня отогрели. А, может, я просто прошелся – ведь кофе и алкоголь здесь продают в отдельном баре, за пределами загончика. К слову, здесь выпивать я бы не смог – люблю это делать не на бегу и под горячую закуску. Хотя, рядом сидела влюбленная (похоже), пара и «уговаривала» графинчик с прозрачной «явно не водой».
Знаете, я больше никогда не пойду в «Сковороду», даже если сильно проголодаюсь, проведя много времени в своем любимом книжном магазине (любимом, не только в Рязани). И не потому, что не люблю фаст-фуд (я очень даже люблю, порой, жевнуть что-нибудь по-быстрому), и, даже, не потому, что местная кухня мне очень не понравилась. Все проще – в этом же фуд-корте есть еще несколько заведений, блюда которых гораздо привлекательнее для меня. По крайней мере, внешне.
Категория при оценке: Фаст-фуд |
Внешний вид |
Местоположение |
5 / 5 |
Парковка |
2 / 2 |
Вывеска |
4 / 5 |
Вход |
4 / 5 |
Внутренний мир |
Гардероб |
0 / 2 |
Эргономика |
3 / 5 |
Общая чистота |
7 / 10 |
Воздух и запахи |
4 / 5 |
Температурный режим |
1 / 2 |
Освещение |
4 / 5 |
Мебель |
2 / 2 |
Туалет |
2 / 5 |
Танцпол |
0 / 1 |
Посуда и приборы |
1 / 4 |
Интерьер |
2 / 5 |
Соответствие концепции заведения |
4 / 5 |
Персонал |
Радушие |
2 / 10 |
Униформа |
1 / 5 |
Опрятность |
8 / 10 |
Внимание к гостям |
2 / 10 |
Уровень обслуживания |
2 / 10 |
Знание меню |
10 / 10 |
Действия в конфликтных ситуациях |
10 / 10 |
Профессионализм |
5 / 10 |
Кухня |
Оригинальность меню |
1 / 10 |
Разнообразие меню |
4 / 5 |
Целостность меню |
2 / 10 |
Названия и описание блюд |
4 / 10 |
Наличие заявленных блюд |
30 / 30 |
Скорость подачи |
15 / 20 |
Оформление блюд |
1 / 5 |
Соответствие меню концепции заведения |
5 / 20 |
Вкусовые качества блюд |
5 / 30 |
Качество ингредиентов |
35 / 50 |
Технология приготовления классических блюд |
2 / 10 |
Размер порций |
10 / 10 |
Спецзаказ |
0 / 2 |
Напитки |
Ассортимент |
3 / 5 |
Наличие ассортимента |
10 / 10 |
Вино |
2 / 5 |
Крепкие напитки |
3 / 5 |
Пиво |
3 / 5 |
Коктейли |
1 / 5 |
Безалкогольные напитки |
3 / 5 |
Дополнительно |
Музыкальное сопровождение |
2 / 5 |
Дополнительные развлечения |
1 / 5 |
Дополнительные услуги |
1 / 5 |
Адекватность цен |
25 / 30 |
Банкеты |
0 / 5 |
Общая атмосфера |
2 / 10 |
Оригинальность концепции |
5 / 20 |
Репутация |
4 / 10 |
Итого: |
264 / 485 |